II Всероссийская научно-практическая конференция

В рамках деловой программы XV Международной выставки «Балтийская Строительная Неделя «BalticBuild» 13-14 сентября в Санкт-Петербурге прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство».

В   ходе  конференции в работе секции «Саморегулирование в области энергетических обследований.  Этап становления» приняли участие Президент СРО НП «МЭА» Крылов А.П., руководитель проектов СРО  НП «МЭА» Козловский И.М, заместитель генерального директора ООО  «Энергоинженерия»  Гончаренко А.А.- заместитель председателя Контрольной комиссии СРО НП «МЭА».

С подробным докладом по освещению актуальных вопросов организации работы СРО в области энергетического  обследования выступил вице-президент, руководитель аппарата Национального объединения в области энергетического обследования (НОЭ)  Леонид Юрьевич Питерский. Его выступление неоднократно прерывалось вопросами из зала, т.к. тема доклада была актуальна для аудитории и, пользуясь случаем,  представители СРО стремились поставить все точки над «i» в интересующих их вопросах. К слову доклады всех выступающих вызвали неподдельный интерес у аудитории.

Вопросам законодательной и нормотворческой деятельности в области юридической ответственности в сфере энергосбережения было посвящено выступление Юрия Леонидовича Курикалова,  заместителя директора по правовым вопросам СРО НП «Инженерные системы — аудит», члена  комитета по защите прав  СРО Национального объединения СРО в области энергетического  обследования. Завершилась работа секции освещением проблемных вопросов и путей их решения в докладе советника директора СРО НП «БалтЭнергоЭффект» доктора технических наук, профессора, Почетного энергетика РФ Александра Александровича Журавлева.

Резолюция по секции «Саморегулирование в энергетических обследованиях. Этап становления»

Основной проблемой, с которой сегодня сталкиваются лица, работающие в области энергетического обследования, — это неопределенные сроки и правила акцептования энергетических паспортов в Минэнерго и, как следствие, невозможность завершения контрактов и получения денежных средств по уже выполненным работам и составлению энергетических паспортов.

Помимо этого:

Федеральном законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) установлены правовые, экономические и организационные основы отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе связанных с проведением обязательных и добровольных энергетических обследований. В то же время Законом и подзаконными актами до сих пор недостаточно определены меры по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности объектов капитального строительства. Это отражается даже на формулировках соответствующих нормативных актов. Так, Законом определено, что энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт. В то же время энергетический паспорт составляется по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, который не является юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или технологическим процессом, а также не может быть отнесен к продукции в подразумеваемом Законом смысле. Закон указывает на необходимость присвоения класса энергетической эффективности товарам практически всех категорий, а также многоквартирным домам, однако не предусматривает определения таких классов для других категорий объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений). Таким образом, Законом не предусматривается документирование в унифицированном порядке результатов энергетического обследования в отношении объектов капитального строительства, кроме многоквартирного дома.

В связи с вышеизложенным участники работы секции «Саморегулирование в энергетических обследованиях. Этап становления.» считают необходимым:

  1. Обратить внимание органов государственной власти на необходимость создания единой государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом в рамках государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности следует предусмотреть совместимость формы энергетического паспорта организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) и энергетического паспорта объекта капитального строительства здания. Следует предусмотреть также возможность предоставления уполномоченным органам государственной власти результатов энергетических обследований со стороны проводящих их лиц в электронной форме согласно требованиям формы государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, без предоставления указанных результатов на бумажных носителях.
  2. Обратить внимание органов государственной власти на необходимость внесения изменений в Закон № 261-ФЗ, предусматривающих оформление энергетических паспортов для большинства категорий объектов капитального строительства, в том числе законодательно определить сроки оформления таких паспортов лицами, ответственными за эксплуатацию соответствующих объектов. При этом должно быть предусмотрено, что оформление энергетических паспортов объектов капитального строительства, как и проведение энергетических обследований, может осуществляться только лицами, являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций.
  3. Обратиться к НОЭ с просьбой ускорить разработку и согласование с органами государственной власти методических рекомендаций по оформлению энергетических паспортов. При разработке вышеупомянутых рекомендаций обратить особое внимание на необходимость введения единых коэффициентов, единиц измерения и т.д. С целью снижения затрат на энергетические обследования целесообразно предусмотреть в стандартах НОЭ необходимость при проведении энергетического обследования организации и оформлении ее энергетического паспорта согласно приказа Минэнерго № 182 одновременно разрабатывать энергетические паспорта объектов капитального строительства с последующим присвоением класса энергоэффективности.
  4. Обратить внимание НОЭ на то, что ключевым моментом в решении задачи повышения энергетической эффективности на данном этапе является разработка типовых проектов и решений по энергосбережению, а также издание специализированных каталогов, содержащих такие решения. Это определяется не только тем, что объекты расположены в одной климатической зоне и их строительство в значительном числе случаев осуществляется по типовым проектам, но и тем, что решения по энергосбережению могут быть аналогичным образом внедрены для функционально близких объектов, несмотря на их различия по объемам потребления топливно-энергетических ресурсов и другим характеристикам.
  5. Участники работы секции поддерживают проект федерального закона № 417505-4 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прежде всего в части дополнения Градостроительного кодекса РФ новой главой по эксплуатации зданий и сооружений, определяющей лицо, ответственное за эксплуатацию объектов капитального строительства, и устанавливающей его обязанность поддерживать здания и сооружения в надлежащем виде, включая обязанность ведения эксплуатационной документации. При окончательной доработке законопроекта предлагается отразить в указанной главе Градостроительного кодекса РФ, помимо требований соблюдения безопасности, вопросы повышения энергетической эффективности, а также вопросы ответственности за эксплуатацию при наличии у объекта нескольких собственников.
  6. Участники работы секции обращаются также к Комитету по законодательству НОЭ с просьбой о подготовке предложений по внесению изменений в действующее законодательство в части, касающейся порядка заключения энергосервисных контрактов.

© НП СЗ Центр АВОК